Случайная новость: СК опубликовал кадры с места взрыва в Элисте...
17 мар 03:25Общество

Филолог рассказал, что ни в коем случае нельзя делать на Масленицу


Филолог рассказал, что ни в коем случае нельзя делать на Масленицу

Все знают, что блины на Масленую – это символ Солнца, и пекли их в поклонении господу Яриле. Однако образ этот, какой закрепился в массовом сознании, мягко болтая, неверен. Будто и яркая Масленая в платочке и фартуке высью в 5 метров – собственно таковое гигантское чучело в этом году собрались ради рекорда сжечь в Подмосковье.

– Никакого взаимоотношения блины к Солнцу не владели, – огорошивает филолог Афанасий Мальцев. – Они век были у славян ритуальной едой, долею погребального церемониала. Ярило же был не богом Солнца, а  местнопочитаемым божеством на северо-западе и у поморов, вроде Костромы или Зеваны(богиня охоты на лесных зверей у западных славян), то жрать здешним болваном, а вовсе не всеобщим для славян божеством. Обожествление Ярилы был связан со сменой зимы и лета, наподобие культа Осириса и культа плодородия. Ярило же «прославился» из-за Островского и последующих воплощений «Снегурочки». Таковое было времена расцвета панславянизма, всплеска интереса к «своим корням», расцвета итого «неорусского», в том числе и кабинетной мифологии. Сейчас широко знаменито, примерно, что Леля-Полеля в ключах не существовало – «исследователи» его придумали.

А небесными создателями, вершителями мира Прави, по поверьям славян, были: Сварог, бог-кузнец, «сотворивший землю и небо», от него в русском языке осталось слово «сварганить»; верховный господь Перун, владевший грохотом и молниями, преображенный в Илью-пророка; Даждьбог(податель всех благ)и Хорс. Вот завершающий, скорее итого, и был господом Солнца: однокоренные слова – не всего «хорошо», однако и «хоровод», какой, будто мы знаем, век круглый.

Это не значит, что праславянские народы не были солнцепоклонниками, – еще будто были!На кое-каких праздниках, и не всего в России, еще можно завидеть тележное колесо, его дробно прут на шесте, и оно украшено ленточками. Вот это и жрать отголосок солнечного культа. Иные его отпечатки можно разглядеть на наличниках изб, на рубахах и рушниках, на объектах утвари. Там солнышко может быть показано долями, половинками или круглым диском, с прямыми или кривыми лучами, дробно закрученными по часовой стрелке. Это все солярные символы. И помещали их на дом, на одежу, на неодинаковые прялки-чесалки с мишенью защиты от нечистых духов, незаложных мертвецов и в целом от загробного мира Нави.

Ученые почитают, что где-то после XV века, когда христианство плотно осело на Руси, Масленую взялись отмечать вместо древнего славянского праздника проводов зимы. Скорее итого, он же тогда был и Новоиспеченным годом.

Со временем сюда также примешалась мартовская традиция помечать Велесов, или Волосов девай. Велес – скотий господь, далекий аналог Бахуса, мог обращаться в неодинаковых звериных, необычно в топтыгина: с головой топтыгина его дробно и изображали. Еще он был покровителем удальцов, богатырей и исполинов. Кое-какие исследователи соотносят традицию кулачных боев на Масленую собственно с культом Велеса. Иные усматривают в этом черты тризны древних славян, традиции поминания усопших. Мол, пролитая в несерьезном сражении кровь – символическая плата миру бездушных, заклад возрождения жизни после «мертвой» зимы.

Однако все-таки главный сакральный резон праздника в том, дабы уходила длинная зима, унося с собой голодание, конец, морозы. В честь этого и сжигали чучело Мары-Морены – славянского божества тлена и умирания. Морена в понятии язычников изображалась двуликой – либо адовой бабкой с долгими белоголовыми волосами, либо длинноволосой молодой бабой, воплощающей ясный, милосердный лик смерти.

Оттого, если все ладить «по-правильному», Масленая должна быть не в платочке, а с взлохмаченными «волосами». Излишне развеселой или красочной ее ладить тоже не стоит: богиня смерти на яркость может прогневаться, а на огромное «свое» чучело – оскорбиться. Впопад, в старину тяни пепел от сжигания Масленицы ссыпали на поля для важнецкого урожая.

А что еще надобно ладить для того, дабы верно отметить это девай, с точки зрения древних традиций?Надобно жарить будто можно вяще огнищ: разинутое пламя – главнейший символ божественной Прави, жар творения. Оттого блины по возможности лучше печь и съедать на свежем духе. А еще почиталось, что, раскладывая огнищи, мы призываем огненных семараглов. А это духи жара, подчиненные Сварога, наружно похожие на грифонов с песьими головами. Семараглы топят снега, гонят морозы, приближают тепло, отрада и весну. Почиталось, что из такового же «теста» сделана огненная птица Рарог, преображенная из мифов в сказки в образе Жар-птицы. Завидевший таковскую птицу бренный мог рассчитывать на исполнение заветного вожделения.

Еще на блинный праздник необходимо будто можно вяще веселиться и шуметь – вспомянем разгульного господа Велеса. Веселье, необычно на Машистую Масленую в воскресенье, в деревнях прежде вытекало в круглые масленичные поезда на нескольких возках и телегах. Таковскими лихими «поездами» родичи и свойственники наведывались дружок к дружку, временами показывая на пороге неожиданно. Обязанностью хозяев было от дави накачать и напитать всех пришедших гостей, иначе не видать летом ни приплода от скотины, ни от поля и сада – щедрого урожая.

В этот праздник, какой, по сути, больно напоминал на карнавал, переодевались в шубы и зипуны навыворот, вздевали личины неодинаковых звериных, «парики» из льняных «волос» и лент – дабы нечисть не выведала или, визави, встретила за «своего». Дяди вздевали бабий костюм и навыворот, и в таковом облике разыгрывали сценки. Попросту вопили, заливались и шумели с той же мишенью – отогнать «нечистых», защититься от моровых вихрей и неупокойных жестоких духов.

Со временем в праздник еще добавился мотив «наесться до отвала». Позади Мясопустная неделя, спереди Великий пост, самый долгий и бедственный стадия воздержания от скоромного перед Пасхой. Круглых 48 дней, какие в этом году оканчиваются 4 мая.

Что дотрагивается нынешнего масленичного «блинного меню», его бы наши деды одобрили почитай всецело. Все «сырные» продукты – а «сыром» тогда величали и творог, и сметану – могут выступать в ход. Икру, мясо, скорее итого, славяне тоже бы одобрили. Однако всего не морепродукты: «гады морские» почитались самыми нечистыми, опасными провиантами, употребление их в еду железно возбранялось. А на праздник – сошло бы за святотатство. Настолько что тем, кто алкает «проводить Морену» по-настоящему, от неодинаковых креветочных паст, кальмаровых начинок и даже, увы, камчатских крабов важнее бы воздержаться. Зато рыбу жрать не возбраняется.
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка

Новости спорта
ШоуБиз