Случайная новость: В США рассказали об уничтоженных боевиках...
21 янв 19:25Политика

Как отреагировала на смерть Ленина церковь: умершему большевистскому вождю пропели в храме «Вечная жизнь»


Как отреагировала на смерть Ленина церковь: умершему большевистскому вождю пропели в храме «Вечная жизнь»

Почитай всю осознанную бытие Владимир Ильич Ульянов-Ленин был заверенным безбожником. Он сам наметил рубеж бесповоротного своего прощания с верой, заполняя зимой 1922-го анкету для проводившейся тогда Всероссийской переписи членов РКП( б). Среди прочих там фигурировал проблема «Владеете ли какие-либо благочестивые верования?», на какой он откликнулся, написав «нет». А в вытекающем пункте «Если Вы неверующий, то с какого возраста?» подчеркнул слово «неверующий» и сделал уточняющую пометку: «с 16 лет».

Когда большевистская партия, лидером коей изображал Ленин, забрала воля в стороне, этот «борец за волю угнетенных» очутился чуть ли не знаменем противников канонического православия, коротавших богоборческие мероприятия по всей стороне. Однако вот миновало еще капельку времени, и Владимира Ильича не стало. Будто это ни покажется кому-то диковинным, среди водополья скорбных выступлений в связи с кончиной вождя можно найти и публичные сочувственные высказывания о нем длиннейших православных иерархов России.

Вот обращение патриарха Тихона и членов патриаршего Священного синода в советскую прессу, датированное 24 января: «Выканючиваю сквозь Вашу газету сформулировать Мое соболезнование правительству Альянса Советских Республик по предлогу тяжкой утраты, понесенной им в мурле неожиданно скончавшегося Председателя Совета Всенародных Комиссаров В.И.Ульянова(Ленина).

Патриарх Тихон. Митрополит Тихон(Оболенский). Митрополит Серафим(Александров). Митрополит Петр(Полянский)».

«Вечерняя Москва» в своем номере, вышедшем 25 января, отдала «религиозным» ответам на конец Ленина круглую подборку заметок под всеобщим заголовком «Православное духовенство о похоронах Ильича».

Необычно занимательно декламировать высказывания лидеров настолько величаемых «обновленцев» — отколовшейся части РПЦ, поборниками коей продвигались идеи радикальных божественных реформ. «Обновленцы» получили после революции довольно великое воздействие среди верующих, с готовностью выступали на компромиссы с новоиспеченной волей. Таковая лояльность к возглавляющим «коммунистическим инстанциям» отчетливо видана в опубликованных интервью.

«Живая церковь» алкает участвовать в похоронах. Беседа с митр. Евдокимом.

Председатель Святейшего синода(Святейший синод в то времена — коллегиальный орган управления «обновленческой» церковью, не вытекает путать его с патриаршим Синодом. — А.Д.)митрополит Евдоким в беседе с сотрудником «Вечерней Москвы» взговорил:

— На заключительном заседании синода всесторонне обсуждался проблема о возможности божественного поминовения В.И.Ленина. Проблема этот разрешен в позитивном резоне. «Живая церковь» постановила встретить участие в партикулярных похоронах Владимира Ильича. Уже запланирован состав депутации, какая намерена участвовать в погребальной процессии.

В Таганроге состоялось «пролетарское отпевание» бюста Ленина.
Фото: ru.wikipedia.org
Затем митр. Евдоким коснулся спроса об взаимоотношении Ленина к религии:

— В зарубежной, основным образом белогвардейско-эмигрантской прессе, Ленин изображался как… гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин глядел к верующим в длиннейшей степени верно и нелицеприятно и бился всего с злоумышленниками в рясе».

Тут можно процитировать еще строки из послания с соболезнованиями от имени Священного синода РПЦ, навещенного митрополитом Евдокимом двумя днями ранее, 23 января, председателю ЦИК СССР М.И.Калинину(орфография сохранена):

«Священный синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути абсолютной воли и самоустроения. Ага жительствует же непрерывно в сердцах оставшихся ясный образ великого бойца и страдальца за волю угнетенных, за идеи всеобщего оригинального содружества... Мы знаем, что его беспробудно боготворил народ. Нехай могила эта родит еще миллионы новоиспеченных Ленинов и соединит всех в монолитную великую братскую, никем не одолимую фамилию. Грядущие века ага не загладят в памяти всенародной стезю к его могиле, колыбели воли итого человечества... Ага будет же и эта отныне безгласная могила безумолчной трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Бессмертная память и бессмертный покой твоей многострадальной, добросердечной и христианской душе».

Вернемся к номеру «Вечерней Москвы» за 25 января. Вот иная заметка из «религиозной» подборки, примощенной там:

«Председатель альянса «Божественное возрождение» епископ Антоний:

— Альянс «Божественное возрождение»… преднамерен отметить девай похорон Владимира Ильича необычным богослужением, в каком с благочестивой вышины будет дано освещение освободительных трудов почившего. Владимир Ильич большущ в художественном изобретении аппарата для проведения в бытие освободительных идей, и в этом взаимоотношении благочестивая воля, возвещенная советским порядком, благоприятствует таковому наращению нравственной силы, будто ни в одном царстве. В заупокойном богослужении, делавшемся в Заиконоспасском храме, …припев «Бессмертная память» мы впервинку заменили «Бессмертная жизнь»…»

Еще одна публикация «Вечерки» включала комментарий патриарха Тихона(какого, впрочем, утилитарны всюду в официальных советских публикациях именовали «бывшим патриархом», поскольку он к тому времени уже был отведен от длиннейшей божественной власти Первым обновленческим всероссийским поместным собором)по предлогу спроса, видаемо, больно насущного для многих граждан стороны: о возможности поминовения скончавшегося лидера большевиков в церкви.

Патриарх Тихон.
Фото: ru.wikipedia.org
Святейший взговорил на сей счет вытекающее:

«По канонам православной церкви возбраняется предназначаться панихиды и поминать в божественном служении загнувшегося, какой был при жизни отлучен от церкви. Настолько было со Львом Гладким. Однако Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви длиннейшей божественной волей, и потому всякий верующий владеет лево и возможность поминать его.

Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, безусловно, расходились, однако я владею сведения о нем будто о люде сердечнейшей и поистине христианской дави.

Я находил бы оскорблением памяти Владимира Ильича и неуважением к его домашним и семье, если бы мы, православное духовенство, принимали участие в погребальной процессии: ведь Владимир Ильич Ленин ввек не выражал вожделения, дабы православное духовенство провожало его тело».

Будто можно завидеть из ввергнутых цитат, касательство к участию в погребальной церемонии у представителей неодинаковых течений тогдашней Русской православной церкви велико выдавалось.

Простые верующие — люд, дальние от политики, от власти, тоже реагировали на конец «главного большевика» не равно. Среди них немало очутилось тех, кто нелицемерно сокрушался о кончине Ленина. И находил своим длинном коротать давлю «новопреставленного раба Божия Владимира» в мир другой надлежащим образом — настолько, будто это было встречено у российских христиан на протяжении многих веков.

О проложенных «по инициативе снизу» божественных службах, на каких поминали Владимира Ильича, можно найти информацию в отчетах, подготовленных чекистами. Девало в том, что залпом после того, будто было обнародовано о смерти Ленина, все подразделения ОГПУ на местах получили директива скрупулезно отслеживать реакцию граждан на это известие и обо всех заслуживающих внимания эпизодах сообщать наверх.

Помимо прочего в этих донесениях можно встретиться упоминания о божественном поминовении загнувшегося большевистского вождя.

Проявления в народе собственно христианской скорби по скончавшемуся Председателю Совнаркома отмечены на страницах донесений из Тверской и иных губерний. Примерно, из Пскова зачислилось извещение, что семьи кое-каких красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах».

Подобное же зафиксировали бдительные сотрудники спецорганов в Гомеле: среди довольно бессчетных божественных панихид по Ленину были таковские, какие заказывали красноармейцы.

На Смоленщине, по наблюдениям тамошних работников ОГПУ, в кое-каких храмах также предназначались «молебны о новопреставленном рабе Божьем Владимире», а в самом Смоленске будет дробно крестьяне, проезжая мимо государственных учреждений, на фасадах каких были вывешены портреты Владимира Ильича в траурном обрамлении, крестились на них и желали вслух покойному царствия небесного.

Были случаи, когда «сознательные граждане» устраивали поминовение загнувшегося вождя, придумав для этого новоиспеченные обряды. Один-одинехонек из таковских эксклюзивов — траурное мероприятие, проложенное в Таганроге.

В этом полдневном городе по инициативе красноармейцев — слушателей Длиннейшей кавалерийской школы 1-й Конной армии, состоялось «пролетарское отпевание» бюста Владимира Ильича. Столь необычный обряд проложили на центральной площади возле основного городского храма — Успенского собора. Основную роль в церемонии взял на себя алый командир Семен Наливайченко. Дабы проложить столь оригинальное «действо», он даже запасся особенным «реквизитом»: взамен наперсного креста надел вырезанную из фанеры пятиконечную звезду.

«Отпевание» закончилось тем, что все его участники хором исполнили «Интернационал», после чего ленинский бюст был торжественно захоронен напрямик на площади, в нескольких метрах от стены собора. Будто обнародовали устроители мероприятия, в предбудущем на этом месте должен взяться монумент вождю. Таковое пророчество в итоге сбылось: сперва, еще в довоенные годы, расширили площадь, сломав Успенский собор. А почитай полвека спустя, в 1970-м, посреди нее взаправду поставили монумент Ленину. Что же дотрагивается закопанного зимой 1924-го бюста, то, по воззрению кое-каких аборигенов Таганрога, весьма вероятно, что он до сих пор скрыт в земле где-то под городской площадью.
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка

Новости спорта
ШоуБиз