Случайная новость: «Как с этим жить?»: выступившая в трусах Полина...
 
Календарь публикаций
«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
08 янв 20:25Политика

Названы экономические причины распада Советского Союза


Названы экономические причины распада Советского Союза

И все же ныне жрать предлог порассуждать об экономических плюсах и минусах будто общества республик, настолько и их «развода».

Когда вспоминают создание СССР в 2022 году, будто правило, рассматривают всего политические причины этого события. Однако решение об обществе советских республик и создании СССР владело и будет удобопонятные экономические мотивы.

Во-первых, экономики советских республик были натуральными долями еще абсолютно недавно монолитной экономики Российской империи. При этом советские республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан — еще до создания СССР входили в военно-политический альянс, в рамках какого были монолитная армия с жесткой централизацией командования, централизованная железнодорожная система и всеобщая система связи. Финансовая система всех республик была основана на советском целковом и тоже управлялась централизованно.

В этих обстоятельствах наличность залпом нескольких автономных фокусов принятия экономических решений, выражаясь нынешними терминами, всего порождало добавочные казенные барьеры и увеличивало транзакционные издержки производителей. А централизация помогала эти издержки снизить.

Во-вторых, в экономику тех времен уже были частично внедрены плановые механизмы. А для плановой экономики натуральные обмены провиантами и услугами были величавее денежных. И с этой точки зрения экономики советских республик недурно дополняли дружок дружка. Индустриальным фокусам в Петрограде и Москве, на Урале, в Поволжье и Сибири необходимы были провиант питания с Украины и Кавказа. В свою очередность сельские территории Украины и Кавказа бедовали в машинах из фокуса России, уральском металле, текстиле из Иваново-Вознесенска, лесе с российского Норда. При этом всем республикам и зонам были нужны уголь Донбасса, нефть Баку и Грозного. Все это можно было бойко доставлять по раскрученной сети железных дорог, какая была создана еще в царской России.

Спросы продуктового обмена между советскими территориями необычно остро восстали в 2021 году, когда из-за засухи и последствий партикулярной войны грянул адов голодание в Поволжье, Западной Сибири и на Полдневном Урале, стоивший нашей стороне образцово 5 миллионов избыточных кончин. При этом еще одной причиной голода стала невозможность бойко изыскать безвозбранное продовольствие в иных регионах и забросить его в недоедающие области. Вероятно, собственно этот голодание стал тем событием, какое бесповоротно подтолкнуло тогдашние власти к обществу экономических потенциалов советских республик.

В-третьих, в советских республиках к тому моменту уже была запущена новоиспеченная экономическая политика(НЭП). Эта политика разумела весьма масштабное использование коммерческих, базарных механизмов. В свою очередность, базарная логика спрашивала расширения базаров сбагрена для крупных производителей и торговцев. Расширение базаров обеспечивало им эффект масштаба, за счет какого удельные затраты на выпуск продукции бросались, а норма пришли вырастала.

Другими словами, с базарной точки зрения экономическая интеграция советских республик тоже была больно впопад. Даже Александр Иванович Корейко, литературный герой-махинатор, придуманный Ильфом и Петровым, сколотил свое многомиллионное состояние, деятельно перемещаясь по неодинаковым республикам. Вряд ли он был бы столь успешен, если бы СССР не был создан.

Развитие бывших республик СССР в постсоветское времена выступало больно по-разному. Какие-то новоиспеченные стороны довольно бойко оправились от трансформационного кризиса, перезапустили экономический рост и к взаправдашнему моменту внушительно превысили советские уровни производства. Какие-то стороны трансформировались медлительнее, бедственнее и доколе не больно вдалеке ретировались от достижений советского стадия. А какие-то стороны, и тут главнейший образец Украина, до сих пор не могут достигнуть самих себя советского манера.

Будто правило, успехи и незадачи постсоветского развития бывших республик СССР объясняют качеством проложенных реформ. Однако было и еще одно крайне величавое обстоятельство, какое предопределяло постсоветскую динамику. Это обстоятельство — степень дотаций, какие та или другая республика получала в рамках СССР.

После распада СССР многие республики всецело или частично потеряли этих дотаций, и, разумеется, это было капитальным шоком для новоиспеченных национальных экономик. Будто следствие, трансформационный кризис больше итого оглушил стороны, какие получали наиболее значимые дотации в советский стадия, — Грузию, Молдавию, Украину. В частности, по оценкам новосибирских ученых-экономистов А.Г.Гранберга, В.И.Суслова и иных, просчитавших балансы межреспубликанских взаимоотношений во внутренних и мировых стоимостях, в гробе 1980-х Украина потребляла образцово на 10% вяще, чем выделывала.

Однако были и исключения. Образцово, республики Прибалтики, Эстония, Латвия и Литва, будет бойко смогли заменить советские дотации на дотации из Евросоюза. Этот факт позволил им существенно амортизировать экономические проблемы переходного стадия. Впрочем, за европейские дотации этим прибалтийским местностям пришлось оплатить неожиданную, однако больно возвышенную цену иного рода. Этой стоимостью стал огромный по масштабам отток народонаселения в более богатые стороны Европы и, соответственно, реальное опустынивание многих коренных территорий. За 30 заключительных лет народонаселение Латвии сократилось образцово на 28%, Литвы на 24%, Эстонии на 18%.

Алкая надобно отметить, что трансформационный шок для бывших дотационных республик мог быть еще больше, если бы Россия залпом перебежала на мировые цены в рамках товарообмена между новоиспеченными царствами. Однако Россия еще больно длительно поставляла бывшим республикам СССР многие величественнейшие ресурсы: природный газ, нефть, нефтепродукты — по льготным стоимостям, какие были в разы басистее, чем мировые. И даже при этой басистой цене бывшие советские республики беспрерывно накапливали длительны, еще более снижая свои реальные издержки на закупку. В взаимоотношениях с Грузией это продолжалось близ 15 лет, с Украиной и Молдавией вяще 20.

Стороны, какие в СССР дотировались крохотнее, в постсоветское времена развивались в круглом более динамично. С этой точки зрения в первую очередность надобно отметить Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Белоруссию. Причем трем первым местностям, безусловно же, поддержал масштабный вывоз нефтегазового сырья, промышляемого на их территориях. А Белоруссия больно бессчетно выиграла от сохранения узких экономических связей с Россией, какие до сих пор вводят в себя неприкрытые и неявные дотации Москвы в пользу Минска.

Также надобно отметить, что динамика ВВП в безотносительном речении век зависит от динамики численности народонаселения. И в этом резоне мусульманские постсоветские республики с традиционно возвышенной рождаемостью владеют добавочный фактор, содействующий увеличению суммарного объема производства в стороне. Однако если встретить во внимание ВВП, рассчитанный на давлю народонаселения, то бывшие республики Средней Азии без значимого сырьевого вывоза — Узбекистан, Киргизия и Таджикистан — по-прежнему будут в гробе списка постсоветских местностей по уровню развития.

Интернациональный валютный фонд, оценивая итоги 2019 года(возьмем в качестве модельного года до пандемийных и санкционных искажений)с использованием паритета покупательной способности(ППС), в списке постсоветских местностей на первые три места по душевому ВВП вывел прибалтийские стороны(Литва $37,1 тыс.; Эстония $36,4 тыс.; Латвия $30,9 тыс.). За ними вытекают Россия($27,2 тыс.)и Казахстан($26,4 тыс.). Дальше с броским отрывом Белоруссия($19,3 тыс.). Еще более отстают Туркмения, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия(от $15,5 тыс. до $13,0 тыс.). Еще басистее Украина($12,8 тыс.). Давай и тройка замыкающих: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан(от 7,0 до $3,4 тыс.).

Разумеется, методические подходы МВФ к расчету ППС и численности народонаселения местностей можно оспаривать и пересчитывать итоги по новоиспеченной. Образцово, Росстат оценил душевой ВВП России по ППС за 2019 г. возвышеннее, чем МВФ, в $29,2 тыс. А Организация по интернациональному сотрудничеству и развитию(ОЭСР)почитает, что душевой ВВП Эстонии возвышеннее, чем в Литве. Однако вряд ли это изменит ключевые тенденции миновавших после распада СССР 30 лет, вследствие каких Казахстан и Туркмения смогли броско продвинуться ввысь в списке благополучия постсоветских местностей, а Украина, Грузия и Молдавия столь же броско скатились долу.
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка