Случайная новость: Татьяна Тарасова и Александр Горшков получили...
07 янв 16:54Общество

Тайные законы и обычаи Чечни: «Многоженство расцвело после первой войны»


Тайные законы и обычаи Чечни: «Многоженство расцвело после первой войны»

Одним из самых моих больших впечатлений за времена кавказских командировок стала чеченская свадьба. Выходила она в стадия затишья между боями, где-то в горной местности. Кортеж из нескольких десятков автомобилей, из окон каких торчали стволы, несся по улицам чеченских аулов. Пальба, крики… Впоследствии возникло триумф, и нас повели «смотреть невесту». Она стояла в раздельной горнице, в углу, лик ее было скрыто фатой. За все времена она не проронила ни слова…   

О чеченских традициях, о жизни в Грозном в предвоенный и военный стадия мы поговорили с писательницей Полиной Жеребцовой. Полина Викторовна народилась в 1985 году в Грозном, какой тогда был столицей ЧИАССР(Чечено-Ингушская автономная республика). Там ее и застигла брань. Она – автор «Чеченских дневников 1994-2004 гг.», говорящих о войне, пережитой в разбомбленном Грозном, документальных романов и рассказов. Финалист премии Сахарова «За журналистику будто поступок», лауреат интернациональной премии имени Януша Корчака в двух номинациях, и настолько отдаленнее, и настолько далее… В 2013 году получила политическое убежище в Финляндии.

- Я из многонациональной семьи. Фамилия у меня со сторонки матери. Жеребцовы – древний дворянский род. – повествует писательница. - Мы жительствовали среди вайнахских традиций, обступленные поэмами и легендами горцев. В юности я зачитывалась романом «Из тьмы веков» Идриса Базоркина и цитировала сказку «Храбрый Сулим» Билала Саидова. Я человек мира: в моем роду жрать русские, украинцы, евреи, чеченцы, французы, поляки, и многие иные. В нашей богатой домашней библиотеке век были Тора, Библия и Коран из почтения к памяти дедов.

- С чеченским народом вы связаны по линии родителя?

- Не всего по линии родителя. И в роду моей мамы, Жеребцовой Елены Анатольевны, прадед чеченец. Он подтибрил ее прабабушку в Ставрополе, перекинул сквозь коня и увез в собственный аул. Там, среди горестей народилась моя прабабушка, мамина баба – Малика Мусаевна. Однако бытие велела настолько, что ее мама, не вынеся в доме иной бабы, захватила дочку и бежала с ней из аула. Длительно добиралась она домой, запрятывалась, кочевала. Малику Мусаевну в четырнадцать лет крестили по христианскому обычаю и нарекли Юлией Дмитриевной(отчество дали по отчиму). Доживала ровесница века(моя прабабушка народилась 14 января 1900 года), уже в Грозном, ей было за девяносто лет. Загнулась Юлия-Малика на земле дедов по родителю.

Настолько что в роду моего родителя жрать поляки, евреи и чеченцы, и в роду матери тоже жрать горцы – ее прадед. По воспитанию я взаправдашний чеченец(собственно настолько, в мужском роде), над чем подшучивают все дружки, уж излишне я железна к себе после школы времен шариата, где мы делали Коран и хадисы. По соседству с нами в Грозном проживало немало фамилий, где мамы и бабки были русскими или украинками, а папы и дедушки – чеченцами или ингушами.

- Как большуще воздействие древних традиций и обычаев на бытие современной Чечни?Изменилась ли ситуация по сравнению с временами вашего малолетства?

- Воздействие древних традиций не изменилось. В традициях дедов мы черпаем могуществу. ЧИАССР моего малолетства – закраина многонациональный, где всего русскоязычных проживало образцово полмиллиона, а на момент азбука Первой войны в Чечне было более 300 000 нечеченцев, и утилитарны все они осведомили и боготворили вайнахские традиции. Некто мертво изучил традиции горцев, осведомил чеченский и ингушский языки(будто мой дед, батька мамы, Жеребцов Анатолий Павлович - журналист, кинооператор, ведать шести языков, будто кратчайшие дружки деда – художники и журналисты), а некто исследовал чеченский язык и традиции поверхностно, однако таковских, дабы абсолютно не интересовались, мы не встречали.

- Как вблизи вы сами и ваша дом соприкасались с традиционной чеченской жизнью?Какие свои младенческие впечатления вы можете вспомянуть о нравах, обычаях, традициях ваших чеченских соседей, дружков, одноклассников?

- Грозный моего малолетства - это мультикультурный город: нечеченцы вкупе с чеченцами справляли мусульманскую Уразу-Байрам, а вайнахи(ингуши и чеченцы)с русскоязычными соседями – христианскую Пасху, то жрать соседи дружелюбно делились сластями, нелицемерно поздравляли дружок дружка. Нечеченцы перенимали у чеченцев гостеприимность, строгость воспитания ребятенков, отсутствие вредоносных мод. Образцово, ни в нашей семье, ни у соседей, мы ввек не видали алкоголя ни в будние дни, ни по праздникам.

- У вас были подруги-чеченки?Будто выработалась их рок?

- В нашем многонациональном дворе у меня были подруги ингушки, украинки, русские, чеченки, армянки, аварки, и иные. Девочек-чеченок в основном в 14-15 лет выдали замуж. Подруга-ингушка отбыла от бомбежек к кровным в Ингушетию.

Русскоязычные, какие не алкали уезжать с кровный земли, несмотря на войну, и погибали под бомбами вкупе с чеченцами, побежали с фамилиями в 1995-1997 годах, кинув квартиры и барахло. Кое-какие были убиты, когда взялись орудовать здешние криминальные группировки, руководясь фашистской идеологией и притворяясь при этом «патриотами Ичкерии». На самом деле им хотелось всего грабить и убивать, за самостоятельность погибали абсолютно иные люд, какие нелицемерно в самостоятельность поверили. 

Брань – это горесть для всех, однако русскоговорящие в Чечне еще и очутились между двух огней, у них была самая адская, незавидная доля. Времена, о каких я болтаю, были между бранями. Собственно тогда старейшины разрешили ранние союзы, алкая всегдашне в чеченском обществе выдают замуж в 16-18 лет.

Полина Жеребцова. 2002 год.
- По каким законам ныне жительствуют чеченцы в Чечне при Кадырове?По светскому закону, по законам шариата или же по ветхим чеченским адатам(традиционным обычаям)? Если светский закон вступает в противоречие с адатами или шариатом, то что побеждает?

- Светские законы и во времена СССР в Чечне были весьма условными. Образцово, загнувшихся родичей чеченцы погребали в селах на родовых кладбищах, оттого документы их не сдавали. Во времена жидкой раздачи гуманитарной помощи на Чеченской войне таковские люд получали «гуманитарку» на всех давненько загнувшихся прабабушек и прадедушек, демонстрируя их паспорта. Нечеченцы век сдавали документы своих загнувшихся, необычно те, кто жительствовал в Грозном.

Еще в советской Чечне, ага и сейчас это живет, замужние бабы оформляли документы будто матери-одиночки, вроде будто бессчетно ребятенков, а благоверного – дудки. Это было возведено в всегдашнюю практику, потому что пособие на ребятенков от царства небольшое, а мать-одиночка получала сумму солидней, чем та баба, какая была в официальном союзе. Разумеется, роль матери-одиночки была фиктивной, однако это весьма разблаговещенная практика по всей нашей республике и по Ингушетии, Дагестану.

Величаво веровать словам муллы, соседей и кровных, а бумагам – дудки, таков здешний обыкновение. Если закон, написанный на бумаге, вступал или вступает в противоречие с обычаями дедов, он тут же отметается в наших концах будто заведомо недопустимый.

Замуж по здешним традициям подруг моей матери выдали залпом после школы в 16-18 лет, в горестях выдавали и прежде. Мама народилась в Ростове-на-Дону, а в Грозный приехала школьницей, настолько будто после развода с бабкой Галиной Николаевной мой дед, Жеребцов Анатолий Павлович, большенный ведать чеченских традиций, привез дочку в новоиспеченную фамилию, и мама жительствовала с ним и с мачехой.

В стадия прибытия к нам семьи Куликовых-Дудаевых(Куликова - девичья фамилия бабы Джохара Дудаева, Аллы – М.П.)в республике творился хаос: ни пенсий, ни пособий не платили, зарплаты у людей подтибрили, у кого за два года, у кого за три. Все, накопленное на сберегательных книжках – испарилось.

У моего дедушки(родителя матери), журналиста и кинооператора, на сберегательной книжке за бытие накопилось денег образцово на пять машин «Волга», у матери на две машины, и пропало все.

По официальным настоящим, до первой половины 1994 года из федерального бюджета выделялись на республику гроши, однако в чьих карманах они садились, нам неведомо. Российские и чеченские власти охотно валились вину дружок на дружка, о людах никто не кумекал и не беспокоился. Никаких дармовых столовых или помощи для людей в довоенной Чечне не было. «Если мама опросталась ребятенка, сама знает, чем его кормить!» – таковая ходила приговорка. Валили ее Джохару Дудаеву. Настолько же был рекомендация от воль собирать лебеду и шишки. Ни о какой помощи людам речи не выступало. Что дотрагивается законов, с того времени возникла у нас винегрет шариата и адатов. К светским законам люд прибегали жидко, когда это выгодно, и по особому случаю.

- Что можете рассказать о традиционном положении бабы в чеченском обществе?

- Она век будет внимать дядек своего рода и всецело подчиняться им, их приказам, болтать, что велят, и безмолствовать, когда выговорят безмолствовать.

К сожалению, в том случае, когда дяди не ведут беспорочный образ жизни, а владеют, выговорим, криминальные связи, то баб в семье могут использовать будто алиби, дабы обелить себя или замарать кого-то, оговорить. Ведь, дрожа ослушаться и замарать собственный род, девочка изначально вырастает в абсолютной покорности дядькам. Таковое воспитание впитывается с молоком матери. Даже если брат младше, он может за провинность отшлепать или побить сестру, она же не может без позволения возвысить бельма на него или на родителя. Все железно. Когда она приходит в фамилию благоверного, то всецело подчиняется его воле и воле его кровных.

- Поговорим о свадебных обычаях. Практикуется ли выкуп невесты?Дробно ли барышень похищают?Век ли это происходит с согласия барышни?Случается ли, что похищают с мишенью принудить к браку?Будто договариваются семьи после похищения?

- Все ваши спросы могут владеть позитивный ответ в подвластности от семьи, от веры, от истории. Выкуп невест практиковался век, однако сумма варьировалась в подвластности от ситуации. Похищения не век выходили с согласия барышни. Всегдашне старшие взаправду позволяют барышне завидеть парня до свадьбы, все происходит великодушно и при свидетелях. Однако даже в советские времена случались случаи, когда кража невесты выходило насильственным путем и обрекало барышню на беды и горести.

Вернуться в дом родителей непросто, будут агитировать, настаивать, в кое-каких случаях – запугивать, дабы осталась в семье благоверного. Временами могут применить могущество, несколько таковских случаев мне знамениты, однако в основном норовят выступать миролюбивым путем, договариваться.

Интимная палестины, иными словами то, что происходит за дверьми спальни, в чеченском обществе – табу. Ни спросы, ни ответы по этой теме не могут быть обсуждаемы публично людом горского воспитания. Всегдашне сложное девало с похищением невесты урегулируют старшие дяди рода, они ведут переговоры с кровными подтибренной барышни и пробуют постановить девало миром.

- Будто происходит сватовство?Век ли учитывается взгляд барышни?Случается ли, что выдают замуж насильно?

- Мама или тетя заблаговременно присматривают сыну или племяннику суженая-ряженую, девочку лет пятнадцати. Затем они выведают, выведывают, из какого девочка тейпа(рода), кто ее деды, болтают о них люд дурное или всего благое, а затем выносят это на обсуждение дядек своей семьи – всего они встретят неизменное решение. Если оно позитивное, то в фамилию барышни вышлют сватов(посланников), дабы осведомиться у ее родителей, ее родителя и т.д., готовы ли они отдать дочь за их сына.

Если старшие встретят решение, то, по обычаю, у барышни должны осведомиться ее согласие, однако на практике это безукоризненная формальность, настолько будто благовоспитанная в абсолютной покорности девочка ввек не дерзнет перечить родителю или дяде. Случается, безусловно, что и сам парень завидит где-то в многолюдном месте(на свадьбе, на работе, в соседнем селе)барышню и попросит кровных разузнать о ней.

- Будто происходит свадьба?Где будут нареченный и нарече?Когда нареченный знакомится с родителями невесты?

- Свадьбы выступают по-разному, в подвластности от того, светские ли это люд или люд, какие избрали жительствовать сообразно традициям дедов. Доминирует ли в их роду благоговение перед законами шариата. Образцово, я знаю семьи, где на свадьбе не было ни музыки, ни традиционной лезгинки, ибо, будто почитают они: «музыка - это харам, настолько будто шайтан подтибрил семь нот из Рая, и внимать музыку и веселиться в этом мире не дозволяется».

Родители невесты на свадьбе не присутствуют. Нареченный тоже. Нареченный по обычаю опамятуется домой сквозь три дня, во времена свадьбы он будет у дружков или родичей. Настолько что первая матримониальная ночь у чеченской невесты начинается с помощи по хозяйству матери и сестрам предбудущего благоверного.

На протяжении итого праздника нарече стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться люд, подшучивают над ней, временами больно обидно, дабы проверить ее выписку. Она должна безмолствовать и ни с кем не беседовать, доколе не состоится обряд «развязывания языка». Невесте дарят гроши, задают спросы, выканючивают у нее стакан воды и позволения дербалызнуть воду, дабы она заговорила. Всегдашне она начинает болтать в гробе дня и всего с пожилым и больно глубокоуважаемым дядею из рода своего предбудущего благоверного.

К своим родителям барышня отправится погостить образцово сквозь год, гуще итого после рождения первенца. Образцово в это же времена молодой супруг может приехать с гостинцами к ее кровным, познакомиться. Над ним дозволено едко подшучивать(в ветхие времена могли налить на него мед, к образцу, обмазать чем-то его одежу), однако он должен все шутки снести покорно, показав свою выписку и добросердечное благоволение к родичам бабы.

Полина Жеребцова.
- Молодая невестка входит в дом благоверного. Будто она должна себя вести?Должна ли нарече быть безвинной?А если дудки – что будет?

- Барышню украшает скромность. Немногословность. Чистота. Непорочность. Все другое обществом осуждается. Если возникнет подозрение, что барышня обманщица и притворилась безвинной, это может для нее ахово закончиться, вплоть до лишения ее жизни.

- Как разблаговещено полигиния?Зачем бабы примиряются с этим?Может ли баба воспротивиться приходу в дом второй-третьей бабы?

- Полигиния стало процветать после первой(чеченской - «МК»)войны. Алкая, надобно взговорить, что и в советские времена ходила приговорка, что у взаправдашнего горца в всяком селе жрать сыновья. То жрать чем вяще сыновей, тем богатее дядька, а бабы могут быть и неодинаковых национальностей, это не настолько уж величаво. 

После первой войны дядек стало крохотнее, чем баб, и возникли тары-бары-раста-бары, что ныне вытекает жительствовать железно по шариату, и несколько баб – это норма. Были бабы, какие залпом с этим согласились. Кое-какие сами разыскивали своим мужикам вторых и третьих баб, выканючивали помощи у муллы в кратчайшей мечети.

- Как разблаговещены «убийства чести»?Знаете ли случаи, когда благоверный убил бабу, или родичи убили дочь, сестру, племянницу и т.д.?

- Были, жрать и будут таковские случаи. Честь рода превыше итого. Это самое величавое для человека родом из Чечни, с Кавказа. Это самое дорогое. В всякой семье Дагестана, Чечни, Ингушетии знают и помнят историю, что случилась в их роду или приключилась по соседству, и замешана в этой истории, безусловно же, честь.

- Будто происходит развод и с кем остаются детвора?

- Дядька болтает, что он разводится, и все. Его слов довольно. Союз гуще итого благочестивый, арестант с поддержкой муллы. Баба опамятовалась в дом благоверного без ребятенков, и ретироваться должна без ребятенков, все детвора относятся не попросту своему родителю, а всему роду родителя. Они – кровь их крови. 

Моя прапрабабушка выкрала дочку(Малику Мусаевну), бежала с ней, однако девочку разыскивали бессчетно лет, и, в гробе гробов, сквозь несколько десятилетий(!)Малику-Юлию нашли в Ростове-на-Дону, однако забирать в кровный аул не стали, она была взрослой, и вышла к тому времени замуж, у нее самой была уже крохотная внучка(моя мама).

- Воздушно ли бабе после развода вновь выйти замуж?

- Это больно сложно, настолько будто бессчетно краль подрастает. Всегдашне разведенные бабы озлоблены, они мертво маются, заканчивают свои дни в индивидуальном одиночестве и в слезах, грезя по большущим праздникам завидеть ребятенков, какие воспитываются кровными благоверного. Временами разведенные бабы соглашаются быть вторыми-третьими бабами и уходят в иную фамилию.

Ни один-одинехонек юрист на всем Кавказе не рискнет оспорить этот древний обыкновение – лева родителя на своих ребятенков. Если родичи проявляют длиннейшую степень милосердия, они позволяют вдове после смерти их домашнего родича, воспитывать его ребятенков, оставляют их с мамашей, однако ладят настолько, дабы баба и детвора были в поле зрения.

Таковая баба немногословна, одета наискромнейшим образом, она ввек уже не выйдет замуж, не отзовется на благосклонный взор дяди, восхищенного ее трудолюбием и миловидностью, она всю свою бытие отдаст ребятенкам, ликуя, что ей позволили быть с ними возле.

- В былом году всю Чечню сразила крах 23-летней Мадины Умаевой. Ее мама ратифицировала, что Мадину убил благоверный во времена перебранки из-за покупки телевизора. Луковица Чечни Рамзан Кадыров встретил палестину родичей благоверного, мама барышни, будто я предполагаю, вынудили извиниться. Эта история – жидкое исключение, или она характеристична для современной Чечни?

- Мадину Умаеву мне нелицемерно жалко. Необычайно прекрасная молодая баба, детвора еще таковские крохотные были... К сожалению, ее трагическая история в неодинаковых конфигурациях уже встречалась мне ранее в Чечне. Бабы погибали в фамилиях при диковинных обстоятельствах. 

Как-то в нашем районе дядька посредственных лет, бывши под воздействием наркотических оружий, застрелил бабу. Грузная баба, многодетная мама, заезженная до черноты, умоляла людей вступиться за нее, избавить, летела без обуви по улице от кровного благоверного, однако все соседи предпочли отворотиться и не ввязываться – по местной традиции в чужую фамилию ввязываться невозможно, иначе впоследствии капитальные проблемы будут у вас. И он ее напрямик при всех застрелил. А сквозь кратковременное времена вновь женился. На четырнадцатилетней.

- Как разблаговещена в Чечне кровная мщение?Знаете ли конкретные образцы?

- Не всего в Чечне. Кровная мщение может быть по всему миру, основное, дабы кровник осведомил, что он кровник. Она жрать там, где жрать выходцы из Чечни. 

Кровная мщение – это мщение равновеликого равновеликому. Она не владеет срока давности. Даже сквозь несколько поколений могут отплатить за оскорбление своего деда. Всегдашне ее объявляют за душегубство, однако случаются и иные причины, образцово, капитальное оскорбление. За душегубство одного человека вытекает убить виновного или его домашнего родича. А за душегубство бабы, настолько будто баба могла принести в наш мир алкая бы одного ребятенка, надеется убить двоих дядек.

Знаю и конкретные случаи. Одноклассник моей матери, сердечнейший человек, был назначен кровником за вину своего родича, алкая он сам ввек и никому не наносил вреда. Мщение ввек не прекращалась. Даже в советские времена на него было закончено четыре покушения в Грозном, он чудом выжил, исчезал, ввек не женился, алкая сам ни в чем не был грешен.

- Получают ли кара по закону те, кто выполнил кровную мщение или «убийство чести»?

- Вероятно, что получают. Однако в основном им вытанцовывается исчезнуть. Горские традиции иные, несветские: бондить коней, прекрасных баб и оружие с древности почиталось персоной лихостью, сидеть в каталажке – ввек не изображало соромом, это честь – противостоять законам светским, ведущим свое взялось от хитросплетений шайтана, а рубцы лишь украшают дядек, оттого горцы бесстрашно выступали умирать и в старину, и сейчас.

В «Чеченских дневниках» я привожу конкретный образец «убийства чести». Это было в 1997 году. Батька убил кровную дочь шестнадцати лет. Задушил платом и закопал. Об этом осведомили все соседи. Барышню изнасиловал водитель маршрутки, и, дабы избавить честь семьи, кровные ее убили. Разумеется, никакие правоохранительные органы или власти в «убийства чести» не ввязывались и не будут. Если бы батька не зачислился настолько, никто и ввек бы не женился на сестрах этой несчастной, и дом была бы опозорена…

- Вы в малолетстве ощущали себя посторонний среди сверстников-чеченцев?Ощущали ли какое-то давление?Оскорбляли ли вас на том  основании, что вы барышня и фамилия у вас русская?

- Созидательному и кумекающему люду всюду сложно. Я и в русских регионах ввек не ощущала себя «своей». В 2005 году, когда мы с мамой выехали из Чечни, то столкнулись с абсолютным отсутствием помощи беженцам, мы ночевали в домике, какой некогда был клоакой, а затем, после Иной вселенский, его перестроили в жилое помещение…

В неопределенные времена в Чечне, разумеется, из-за фамилии, меня стали причислять к русским. Если бы жив был мой батька, такового бы не приключилось, однако я вырастала с мамой. Русскими у нас тогда величали всех нечеченцев, будь это татарин, кумык, украинец, армянин и т.д. Безусловно, это будило враждебные выпады, оскорбления, гоньбу, избиения, унижения.

Подпитывалось таковое поведение среди моих сверстников лживыми пропагандистами и националистами, убеждения каких были на уровне дюжинного фашизма. Кровные и ведомые стали кликать меня на восточный манер «Фатима», «Патошка», дабы избежать избыточных нападок, в том числе и надругательства.

Отчим-чеченец боролся меня и мою маму. Пробовал по мере сил заступаться за русскоговорящих соседей, каких приходили убивать. Я таскала большенный плат, долгую юбку в пустотел. Без платов учениц посредственных и старших классов не пускали на уроки.

В 1995 году ко мне пристал незнакомый мальчишка в школе и осведомился: «Ты русская?»(до этого он подходил к иной девочке, она откликнулась, что ингушка и он пошел отдаленнее). Я не особо задумалась над спросом незнакомца. Постановив, что ему надобен какой-то бойкий ответ, попросту взговорила: «да», дабы не перечислять свою сложную генеалогическую, а он с размаху ахнул меня по мурлу.

Я опешила. За что?! Мы были под бомбами, мы погребали своих кровных, а те, кто отсиживались в русских регионах во времена первой чеченской, могут вот настолько безмятежно прийтись и ахнуть тебя по мурлу. Мы похоронили дедушку, участника Иной вселенский, какой погиб под бомбами в Грозном будучи дедом за семьдесят лет. Тело бабки по родителю, Элизабет, под плитами многоэтажки настолько и не нашли....Мы собирали в мешки то, что осталось от дружков и ведомых после залпа снарядов....

Как-то дылда-десятиклассник со словами «русская!» гнусно ахнул меня в горбу, а я, на тот момент худенькая шестиклассница, от его удара подлетела и рухнула напрямик в коридоре школы. Меня буквально раскатало в духе от удара. Я вряд не загнулась.

Забияки из нашего класса будет захохотали, более малодушные повесили бельма, а учительница, приехавшая в Грозный откуда-то из горного засела, отворотилась, сделав внешность, что ничего такового не происходит.

Оскорбления и избиения детей-нечеченцев, а также ребятенков, чьи матери были русскими, стали в половине 1990-х нормой.

Абсолютно не владея искусством боя, будучи невообразимо добросердечным ребятенком, я не умела защищаться. Однако человек век должен вылезать из ситуации важнейшим образом, получать эксперимент и укреплять дух. Благодарствую чеченской школе!
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка