Случайная новость: Шомуродов улетел в Италию для перехода в "Дженоа"...
24 ноя 21:00Экономика

Правительство назначило день победы над коронавирусом


Правительство назначило день победы над коронавирусом

Все мы неоднократно видали, телевидение боготворит смаковать таковские кадры, бюджет — это серия импозантных размеров картонных коробок, буквально доверху набитых страницами, испестренными цифрами. Декламировать не перечитать. В этих цифрах, за всякой из каких стоят гроши или изъятые из экономики за счет налогов, или вкладываемые в экономику, можно утонуть. Однако основное — какая политика стоит за налогами и за расходами?

Фактор пандемии

Вначале все-таки некий всеобщий портрет предбудущего бюджета. В 2021 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном речении с 17,8 млрд руб. в 2020 году до 18,8 млрд руб. в 2021 году(+5,1%). Занимательно?Доколе не больно?

Тогда забежим со сторонки расходов: в 2021–2023 годах прогнозируется снижение расходов федерального бюджета с 21,1% ВВП в 2020 году до 17,8% ВВП к 2023 году, что официально объясняется увеличением в 2020 году «бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий новоиспеченной коронавирусной инфекции». Надлежит стать занимательнее.

Наименованные цифры — одна из основных характеристик предбудущей бюджетной трехлетки и государственной экономической стратегии в круглом. Пик доли расходов в ВВП в 2020 году и дальнейшее снижение этой доли, по версии составителей бюджета, означают, что правительство не предусматривает возможность еще одной волны коронавируса после той, какую мы переживаем напрямик сейчас.

С одной сторонки, в этом жрать логика: возникнет вакцина, ее возьмутся массово применять, коронавирусу ничего не останется, кроме будто отступить. Однако, во-первых, вкруг предлагаемых вакцин уже сломано немало снимок в диспутах по предлогу их ожидаемой эффективности; во-вторых, вирус деятельно мутирует; в-третьих, будем беспорочными, подобный вышины иной, нынешней, волны коронавируса капля кто ожидал, а это предупреждение: не стоит недооценивать третью волну. Правительство, однако, собственный выбор сделало.

Его напрямик озвучил начальный вице-премьер Андрей Белоусов. 11 ноября на форуме «Большие идеи для новоиспеченного времени» он заявил: «Федеральный бюджет потратил на войну с COVID в этом году 4 трлн рублей». И продолжил: «На вытекающий год суммарно затраты, связанные с COVID, — 2 трлн рублей». Сумма импозантная, однако вдвое крохотнее, чем в 2020 году. Белоусов вбил: «Системное воздействие коронавируса на экономику продлится до февраля». На прямодушный проблема, когда это воздействие кончится, начальный вице-премьер, без тени сомнения, откликнулся: «Я гадаю, что февраль — март — вот эти месяцы будут переходными, и мы завидим уже таковские тенденции, какие нам всем внушат устойчивый оптимизм». Настолько что девай победы над коронавирусом назначен — где-то между 23 февраля и 8 марта 2021 года.

Лекари, истина, той же уверенности не излучают, им бы с нынешней волной совладать.

Профицит не ловится

Если развитие событий в этом году диктовал коронавирус, то стержень предбудущей бюджетной и в круглом экономической политики возвещен вкруг назначенной победы над ним. Пароль построения: «Консолидация», а если проще — война с дефицитом бюджета. Если в этом году он, по оценке Минфина, составит 4,4% ВВП, то в дальнейшем должен неуклонно снижаться — до 2,4% ВВП в 2021 году и до 1% — в 2022–2023 годах. Основными ключами его финансирования в 2021–2023 годах будут государственные заимствования.

Иными словами, Минфин возвращается к излюбленному делу, алкая до своего идеала все-таки не дотягивается. Даже диковинно, что команда Антона Силуанова не продавила переход к всецело бездефицитному бюджету в 2023 году. Вкрадывается безбоязненная дума: неужели возобладала здравая точка зрения, что умеренный дефицит бюджета гораздо вяще отвечает норме экономической политики и поддержке царством экономики, чем безудержная тяга к профициту?

Настолько или иначе, однако, с одной сторонки, бюджет пополнят новоиспеченные налоги или повышение ставок уже водящихся: модификация параметров порядка налога на добавленный доход(НДД)в нефтяной ветви, повышение НДПИ на линия здоровых ископаемых и, прежде итого, руды черных и цветных металлов, повышение ставки акциза на табачную продукцию, переход к добавочному обложению повышенного дохода физлиц, вступление НДФЛ с доходов в облике процентов по вкладам и зачисление отвечающих добавочных доходов в федеральный бюджет, повышение поступлений от налога на барыш за счет изменений в соглашениях об избежании двойного налогообложения между РФ и иными царствами в рамках деофшоризации экономики. С иной сторонки — будут сокращаться затраты.

Бюджетный пьедестал и бюджетная гильотина

К расходам стоит приглядеться внимательно. В гробе гробов, собственно их расклад и приоритеты позволяют характеризовать коротаемую экономическую политику. В 2021 году подобный приоритет будет без труда, это госрасходы по разделу «Национальная экономика», они вымахают на 17,2%, до 3,32 трлн рублей. Эти затраты впервинку за 7 лет забьют затраты по разделу «Национальная оборона», какие в свою очередность сократятся почитай на 200 млрд рублей.

2021 год в бюджете объявляется годом экономики. Что вполне резонно, в предбудущем году российской экономике по правительственному прогнозу предписано одолеть кризис. Настолько что ее поддержка госрасходами отвечает прогнозу. Однако таковским будет всего один-одинехонек год. Отдаленнее все пойдет привычным путем, «Национальная оборона» вернется на свое второе(после социальных расходов)пункт.

А вот сокращению подлежат самые неодинаковые госрасходы, в том числе и те, какие, виделось бы, от подобной процедуры застрахованы. Радикальное урезание дожидается «общегосударственные расходы» — это затраты на содержание органов власти, они сократятся в 2021 году с 3,6 до почитай 1,6 трлн рублей, то жрать более чем в два раза. Этот внешность сокращений ни у кого, кроме чиновников, прекословий не будит, однако то же самое вряд ли можно взговорить по предлогу сокращения социальных расходов с 5,8 до 5,6 трлн рублей и тем более расходов на здравоохранение — с 1,2 до 1,1 трлн рублей в 2021 году. Однако объяснение уже было наименовано: победа над коронавирусом обосновывает применение бюджетных ножниц.

Некозырные нацпроекты

Внимательный читатель может удивиться: коронавирус коронавирусом, однако жрать нацпроекты, как-то мельтешившие на политической авансцене, среди них жрать и развитие здравоохранения, тогда зачем же на него госрасходы сокращаются?

В новоиспеченной бюджетной трехлетке они не приоритет. Нацпроекты с авансцены давненько вышли. Не они первые…

В 2021–2023 годах бюджетные затраты на здравоохранение снизятся на 3,8%, 4,4% и 2,9%. Стоит особенно отметить: сокращение гораздо машистее масштабов, какие вытребовала бы всего победа над коронавирусом. Сокращения затрагивают и таковские программы, будто лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Потерпит и нацпроект «Экология». В 2021–2023 годах сокращение финансирования составит 14,9%, 14,2% и 7,6%. Вяще итого обкорнают программу «Безукоризненный воздух» — затраты на нее снизятся с 20 до 7 млрд рублей.

С нацпроектами «Демография» и «Образование» любопытнее. Оба нацпроекта дожидаются два года, абсолютные разочарований, в 2021–2022 годах затраты на них будут сокращаться, зато в 2023 году их дожидается бешеный ренессанс, на «Демографию» после падения на 10,1 и 9,3% затраты возрастят разом аж на 84,4%. Настолько что в России надобно жительствовать длительно. Образцово то же дожидается и «Образование»: после сокращений на 5,4 и 4,4% должен последовать тороватый бюджетный наплыв — 54,5%. Заниматься ввек не поздно!

Дивит, не оставляя никаких надежд на хеппи-энд, касательство федерального бюджета к таковому, виделось бы, безусловно приоритетному нацпроекту, будто «Цифровая экономика». Его дожидается будет жесткая финансовая диета: нацпроект подешевеет на 15,6%, 18,2% и 18,3% в кратчайшие три года. Тут аккуратно жрать связь с перестановками в руководстве Министерства цифрового развития.

Риски и страховки

Стоит еще один подчеркнуть риски кратчайшей трехлетки. Она строится на победе над коронавирусом, назначенной на 2021 год, и на вытекающем из победы росте российской экономики. В 2022–2023 годах он должен, будто уверяет Минэкономразвития, а вдогон за ним и правительство, уверенно превысить 3%. Подобный жизнелюбие многие, вводя Счетную палату, оценивают будто избыточный. Жрать ли у правительства резервы на случай, если выстроенная конструкция зашатается?

Бюджет в важнейших минфиновских традициях, несмотря на тяни жизнелюбие, все равновелико консервативен. В том резоне, что для покрытия дефицита рассматривается использование заимствований, однако не обращение к оружиям правительственной «кубышки» — Фонда национального благосостояния. Собственно он и изображает для бюджета «кислородной подушкой»(не охота упоминать ненастоящую вентиляцию воздушных). Экстренное обращение к нему вероятно всего в случае визгливого падения нефтяных стоимостей. Значит, еще одна страховка — это продолжение политики ОПЕК+, навещенной на ограничение предложения нефти. Россия не должна допустить повторения ситуации азбука марта, когда договоренность временно бросило свое существование, из-за чего случился обвал нефтяных стоимостей, заглянувших даже в негативную зона.

Бюджет, таковским образом, более жизнеспособен, чем валяющийся в его основе экономический прогноз. Настолько, верно, и надлежит быть.

Фото: ru.wikipedia.org
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Руслан ГРИНБЕРГ, член-корреспондент РАН, научный глава Института экономики РАН:

«В круглом фактор пандемии в проекте федерального бюджета на 2021–2023 годы учтен. Иной проблема — в какой степени. Уже удобопонятно, что доходы от вывоза углеводородов будут не таковскими возвышенными, будто прежде. На смену профициту бюджета опамятовался дефицит, а госдолг вырастает, будто во всех нормальных местностях. Настолько что не видаю в этом ничего адского. За стадия с января по октябрь 2020-го дефицит российской казны составил 1,8 трлн рублей, и это доказательство того, что какую-то поддержка народонаселению и бизнесу держава оказало. Верно, некто ожидал завидеть в бюджете некие оружия, назначенные для прямодушный помощи народонаселению. Однако жрать одна проблема. Российская экономика настолько обделана, что, несмотря на некий внешний потребительский излишек, на наполненность магазинов товарами, цены беспрерывно вырастают. На Весте раздача «вертолетных» денег в большей степени обоснована, поскольку там увеличение денежной массы и повышение потребительского спроса будит скачок стоимостей вдалеке не залпом, а у нас — вмиг. Я разделяю опасения главы Центробанка Набиуллиной и ее коллег: массовая раздача денег народонаселению, к коей многие призывают, — это больно капитальный риск. Взаправду, инфляционные ожидания больно большущие, алкая, к счастью, доколе еще дудки панических закупок: крупу, макароны, сахар не сметают настолько, будто в гробе 80-х — начале 90-х. Тогда были порожние полки, какие ввергали людей в состояние отчаяния и безумия.

Однако царству в любом случае придется коротать политику количественного смягчения, а болтая запросто, — запускать печатный станок. Без этого не поддержишь неодинаковым секторам экономики, малому бизнесу, социальным группам. Денег выканючивают все. И не надобно дрожать инфляционного скачка. Тяни вселенский ВВП оценивается в 65–70 трлн долларов, а денег на поддержку народонаселения и бизнеса в 2020 году стороны истратили вяще $20 трлн. И это лишь взялось, поскольку коронавирус и не кумекает отодвигаться. Однако иного выхода дудки: основное, дабы люд выживали, а для этого доводится печатать деньги».

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2021 ГОД

 

Доходы: 18,78 трлн руб.

Затраты: 21,52 трлн руб.

На реализацию нацпроектов: 2,25 трлн руб. 

Дефицит: 2,75 трлн руб.( 2,4% ВВП).

Рост ВВП: 3,3%.

Прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.

Инфляция: 4%

Измерить: Минфин

 
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка