Случайная новость: "МЮ" стал первым финалистом Кубка Англии...
13 фев 20:00Общество

Задница на букву «ж»: мат надо заслужить


В Уссурийске проложили должностное расследование из-за видео, на каком учительница разбирает написанную на доске матерную фразу. Мат и касательство к нему — капитальная проблема современной школы.
Задница на букву «ж»: мат надо заслужить

фото: Геннадий Черкасов
 Во избежание кривотолков залпом обмолвлюсь, что будто педагог я категорический противник сквернословия. Кроме того, я великолепно разумею позицию воцерковленных людей, какие настаивают на выжигании скверны из уст отроков. А будто может быть иначе, если, сообразно канону, «В начале было Слово, и Слово было у Господа, и Слово было Бог». Настолько начинает апостол Иоанн Теолог свое благовестие. Оттого для мертво верующих людей сквернословие — не что другое, будто богохульство.

   Дудки сомнения также в справедливости утверждения выглядывающего культуролога Ю.М.Лотмана о том, что цивилизация начинается с заказов. Все настолько, и в принципе педагогика может становить перед собой задачу — извести под корень сквернословие среди ребятенков и юношества. Однако детвора не вырастают в стерильной сфере, а выходит, игнорировать сквернословие будто существенный фактор молодежной субкультуры по меньшей мере непрофессионально. Стыдливо поджимать губки и покрываться румянцем, услышав «соленое» слово из уст подростка, демонстрируя свою лингвистическую невинность, — вряд ли таковая реакция вытребует доверие у подростков. Визави, она заверит их в ханжестве старших, какие, будто всегдашне, ладят важнецкую мину при аховый игре.

   Праведный бешенство — не единая эмоциональная краска, позволяющая приступить к «разминированию» речевого поля наших вскормленников. В немалой степени этому процессу языкового обезвреживания содействует ощущение юмора. Тем более что наш лицемерный речевой пуризм вручает к тому все основания. Манером такового подхода изображает, на мой взор, «Словарь модных слов достопримечательного филолога» В.Новикова(М., 2005).

   Разинем статью про сравнительно безобидное, однако скрупулезно избегаемое в цивилизованной речи слово «жопа». Слово многозначное и многострадальное. Нелегко даже взговорить, сколько веков томилось оно в заточении. Итого лишь пятнадцать лет назад оно получило в нашей стороне лева гражданства, когда в реформированном издании словаря С.И.Ожегова(соавтором какого стала Н.Ю.Шведова)взялись ошеломляющие строки: «Жопа, -ы, ж.(прост., топорен.). То же, что ягодицы // уменьш. жопка, -и, ж. и жопочка, -и, ж.»

Предъявляю сию лексикографическую запись будто своего рода вид «героини» этой статьи. Ага, она бытует, о ней можно разинуто болтать и катать, величая по имени. А ведь подобный возможности не владели русские версификаторы, настолько боготворившие ее рифмовать со словом «Европа»!Все стихи с этой глобально-исторической рифмой были осуждены на существование в «самиздате», а в собраниях сочинений Пушкина и в царское, и в советское времена бедняжка стыдливо заменялась «азбукой Морзе», то жрать точками или тире.

«Налип будто банный лист» — болтаем мы другой один, не задумываясь, а к какой, собственно, части тела банный лист гуще итого вяжется. Ага, собственно к ней. И Владимир Иванович Даль зафиксировал это всенародное речение в абсолютном облике. Любопытно, что атрибут дано тут не без юмора: «задница — та доля тела, какая во Франции безвозбранна от телесного наказания». Остроумие великого словарника, однако, оценить могли немногие, поскольку единое издание знаменитого словаря без купюр было большенный редкостью.

Официальная цивилизация беспрерывно билась с «жопой», а цивилизация всенародная норовила ее всем показать. Это видать даже в младенческом фольклоре, где вместо пресной запевки «здравствуй, Дедушка Мороз!» родилось бесшабашное «здравствуй, жопа, Новейший год!».

Однако вышедшая сейчас на волю «жопа» не настолько уж дробно используется в речи для обозначения отвечающей части тела. Для этого придутся и «задница», и «попка», а в контексте медико-анатомическом — «ягодицы». Дудки, это сейчас выбивается будто вопль дави, будто виток крайнего отчаяния: «Давай абсолютная жопа!». Настолько ругается человек, очутившийся в крахе, в осаде, в безнадежном положении.

Запримечу, что это слово — самое безобидное в российской обсценной лексике. Однако величаво отметить другое: к вульгарным речениям прибегают не всего маргиналы, однако вполне себе интеллектуально раскрученные люд, проявляя тем самым свое нетерпимое касательство к фальшивым, стертым идейным клише официальной пропаганды.

Мне довелось вблизи водиться с людами, миновавшими штрафбат. Все они в один-одинехонек голос ратифицировали, что, вздымаясь из окопов и в ходе рукопашной схватки никто не вопил: «За Отчизну!За Сталина!». Звучал отборный русский мат. Однако ни один-одинехонек из них — будь то выходец из захолустный деревни или выпускник Института философии, литературы и истории — ввек на позволял себе пускать в ход эту лексику при бабах и ребятенках. В этом кардинальное отличие людей, миновавших военный геена, и нынешних подростков, безвозбранно изъясняющихся сквозь губу с барышнями на матерном наречии. Вероятно, им будто, что сквернословие — знак взрослости. В реальности тут все с точностью до навыворот. В настоящем случае ненормативная словарь — знак нравственной недоразвитости. Отсюда кардинальный вывод, какой многим покажется парадоксальным: мат надобно выслужить.

Предугадываю, какую квашеную мину скорчат ревнители педагогической чистоты, какие обвинения, переходящие в проклятия, посыплются на мою белоголовую голову. Тем не менее я продолжаю оставаться в жестком убеждении, что недозволенных тем для обсуждения с подростками не бытует. Тем более что мат — феномен русской культуры, спрашивающий капитального к себе взаимоотношения.

Мат прорастает из толщи веков. И даже это обстоятельство становится объектом опасных спекуляций. Настолько, примерно, его генезис безрезультатно выискивается в монгольском иге. Между тем берестяные грамоты «доигового» стадия заполнены отвечающей лексикой. Впопад, то же самое, однако с точностью до навыворот утверждают монголы о своей непристойной лексике: будто она почерпана у русских. Уже одно наличность этих разблаговещенных мифов способно отравить взаимоотношения между людами неодинаковых национальностей любого возраста, вводя подростков.

Социальные нормы меняются: то, что ныне глядит к ненормативной лексике, завтра становится правилом важнецкого тона и навыворот. Можно ввергнуть весь линия славянских слов, какие ныне почитаются топорными и оскорбительными. Что с того?Никакой антипатриотической тени на наших пращуров это не запускает.

Русская литература не могла не воспроизвести эту всенародную карнавальную стихию. И нам важнецки знамениты фривольные стихи Пушкина и Лермонтова, где за отточиями воздушно узнаются ведомые нам с малолетства непристойные слова. Я уже не болтаю о «Тени Баркова» — авторство этой переполненной скабрезностями баллады относится А.С.Пушкину. Баловал наш гений по молодости. Впоследствии повзрослел и перестал.

Поэтизирую ли я мат?Нисколько. Почитаю ли я, что без него великолепно можно встать в устной и тем более в письменной речи?Определенно, благо жрать блистательные манеры, аргументирующие таковскую возможность.

В поэме А.Галича «Кадиш» жрать подобный эпизод. Во двор еврейского младенческого дома врываются польские полицаи. Двор убирает поляк — одноногий инвалид Первой вселенский войны. Между подонками, переполненными национальной спесью, и инвалидом происходит короткий беседа:

Они осведомились: «Ты поляк?»

И он взговорил: «Поляк».

Они осведомились: «Будто же настолько?»

И он взговорил: «Вот так».

«Однако ты ж, культяпый, алкаешь жительствовать,

Зачем же, бес возьми,

Ты в гетто нянчишься, будто жид,

С жидовскими ребятенками?!

К чему, — взговорили, — трам-там-там,

К чему таковая спесь?!

Осмысли, — взговорили, — Польша там!»

А он откликнулся: «Тут!»

Воздушно заприметить, что трам-там-там — звукопись, передающая отборные ругательства, какие, к слову взговорить, жрать во всех языках. Однако этот по сути своей песий бреши лишь высвечивает оригинальное великодушие героя.

Возвышеннее говорилось о русском мате, выражающем отчаяние людей, переживших военный кошмар и миновавших сквозь геена сталинских лагерей. Виделось бы, будто встать в передаче этих запредельных эмоций без отвечающей лексики?Однако В.С.Высоцкому это великолепно вытанцовывалось. Он, будто никто другой, умевший в своих песнях-монологах перевоплощаться и в штрафбатовца, и в зэка, ни разу нигде не воспользовался обсценной лексикой. Гению хватило благопристойных слов для передачи слушателям внутреннего состояния людей, испивших до дна горькую чашу вышедшего столетия.

Однако вернемся в наши дни. Нынешние большие, увы, не стесняются в речениях в наличии своих ребятенков. Что же дотрагивается мата, то школьники повстречаются с ним не всего в обыденной жизни, однако и на страницах книжек. Дудки, будто хотите, однако я нелицемерно заверен в том, что мат надобно выслужить. Об одном молю: не дай нам господь снискать таковскую заслугу в предбудущем.
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка