Случайная новость: На Ставрополье ещё два ребёнка умерли от...
31 май 20:01Экономика

«Прирастать Арктикой» нельзя без господдержки


Кто будет «поднимать» Арктику и будто держава надлежит стимулировать и поддерживать первопроходцев, обсуждали в ходе «круглого стола» знаменитые экономисты и аналитики. А «поднимать» там жрать что: по оценкам, еще не распечатанная доля углеводородных резервов в полтора раза превышает все водящиеся в мире резервы, причем российская пай в этой «кладовке» - самая внушительная. Однако подготовленный  Минвостокразвития законопроект ответов на эти и многие иные спросы не дал. Более того, предлагаемые там механизмы способны отпугнуть инвесторов.
«Прирастать Арктикой» нельзя без господдержки

фото: morguefile.com
Заключительная нераспечатанная кладовка в мире, - настолько оценивают Арктику эксперты.  Не всего нынешние. Будто «сокровище мира и огромное поле перспектив для России» Арктику оценивал еще Михаил Ломоносов. И то взговорить — российский арктический регион составляет близ 18% территории стороны. Оценки изобилий, сокрытых в Арктике, ошеломляют. По расчетам WMT Consalt, в российской части континента сосредоточена четверть отечественных резервов нефти и газового конденсата и более 70% газа, их всеобщая стоимость  -  более 20 трлн долларов.

Однако проблема, будто знаменито, в том, что до этих сокровищ нелегко добраться. Стратегическое решение по освоению нефтегазовых ресурсов арктического шельфа взялись реализовывать еще в советское времена, в гробе 1970-х-начале 1980-х годов былого века. В итоге проложенных сейсмических изысканий и бурения 58 скважин к 2000 году в Морях Западной Арктики было разинуто 16 месторождений, вводя линия уникальных.

Однако старые темпы освоения региона не отвечают вызовам современности. На этой задаче было постановлено сделать фокус. Еще в декабре 2017 года луковица царства, перефразируя Ломоносова, заявил: «Ныне зажиточность России надлежит прирастать Арктикой. Там основные наши резервы минерального сырья». В мае 2018-го президент подмахнул указ «О национальных мишенях и стратегических задачах развития на стадия до 2024 года», сообразно какому грузопоток по Нордовому морскому пути к этому времени должен взлелей до 80 млн тонн.

Проблема в том, кто и на каких обстоятельствах будет все эти планы реализовывать. «Арктика — это циклопическая задача, это — космос, - указывает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - И Арктика — это наш козырь, наш ресурс в глобальной конкуренции. И освоение этого ресурса спрашивает возвышенного качества организации государственного управления — частникам в одиночку эту задачу не потянуть». Кроме того, освоение региона разумеет линия технологических прорывов —   там особые требования к судам, к одеже и т.д.  «И это  может стать тем моментом, какой за техническую компоненту вытянет экономику России», - заверен экономист.

Потенциал мультипликативного эффекта от освоения Арктической полосы, рассчитанный WMT Consult, для российского бюджета может составить более 30 трлн рублей на горизонте до 2038 года. Тем не менее — несмотря на подмахнутый указ и подготовленный законопроект — комплексной программы работы в регионе дудки, помечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. И аргументом в пользу того, дабы не кухарить ее, предназначается будто один отсутствие необходимых технологий. Алкая, по воззрению Андрианова, собственно добыча углеводородов способна гарантировать подобный технологический прорыв. Что зовется, бытие вынудит. Однако при этом, указывает эксперт, частные инвесторы, в том числе нефтяные братии не могут, ага и не должны, взимать на себя ответственность за всю арктическую науку, логистику и развитие транспорта. Тут попросту необходима поддержка царства. По воззрению эксперта, она, прежде итого, должна выражаться в льготном налоговом порядке. Плюс, кластерный подход в взаимоотношении иных арктических проектов инвестора.

В тексте подготовленного Минвостокразвития законопроекта идея налоговой поддержки арктических инвесторов, будто знаменито, отражения не нашла. Экономист Никита Кричевский  заверен, что зафиксированная там позиция не прельщает инвесторов: «Вы вначале создайте и воздвигните, болтает держава, а впоследствии мы поговорим о льготах. Между тем, Арктика — это безукоризненное поле. Там дудки никакой инфраструктуры — ни буровых вышек, ни домиков для рабочих, ничего». Экономист перечислил пять преференций для инвесторов, какие должны быть включены в законопроект, в том числе — обнуление ставки НДПИ на 12 лет, инфраструктурная льгота и вступление ряда понижающих коэффициентов. «В нынешнем варианте законопроект категорически не может быть принят», - почитает он.

Впопад об инвесторах. Заинтересованность к совместной работе в российской Арктической полосе не настолько давненько выказали представители Саудовской Аравии. А впоследствии отказались от сотрудничества. «Они понюхали проект и раскатались, выведав об обстоятельствах инвестирования», - объясняет Михаил Делягин. Тем более что Саудовская Аравия недавно существенно снизила налоговое гнет на собственный нефтяной сектор. «Им нефтепереработка надобна, в отличие от нас», - иронизирует эксперт. Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов уточняет, что в тары-бары-раста-баре о налоговых преференциях в взаимоотношении освоения Арктической полосы выговор не выступает о «прощении»: попросту, если сию минуту держава откажется спрашивать налоговый рублевка, сквозь какое-то времена казна получит пять рублей.

«Дабы освоить регион, нужны больно особые обстановка для привлечения инвесторов, - соглашается директор ИнфоТЭК-Терминал Рустам Танкаев, - Причем они должны получать не всего налоговые льготы, однако и прямую поддержка от царства. Там нужны новоиспеченные суда, новоиспеченная авиация. Нордовый морской колея доколе дорог в эксплуатации — страхование судов обходится дороже. Там бессчетно что обходится дороже. Предложенный законопроект не учитывает специфику региона и, безусловно, изображает больно влажным. Кроме того, окупаемость проектов там будет медлительная, близ 25 лет, и налоговые льготы надобно впрыскивать на тяни этот срок».

Сложность технологических решений и их затратность — безусловно, капитальные тормоза для азбука масштабного освоения Арктической полосы. Однако не менее хотелось бы, дабы авторы законопроекта  пристали к весьма специфическому региону не с «общими мерками» по ряду параметров, в том числе, фискальных обстоятельств для инвесторов. Кто же в таковом нормативно-правовом поле будет взаправду «поднимать» Арктику?

Законопроект планируется представить в Госдуму до 10 июня. Еще жрать времена для содержательных правок.
Добавить комментарий
Важно ваше мнение
Оцените работу движка